Crash Bandicoot

“Флагманский” платформер для PlayStation с простеньким сюжетом, интересной вселенной и механикой копирующей Таза.

В своё время игра выглядела сильно проще, чем последующие части от Naughty Dog, в основном из-за унылых противников, поэтому на самой PlayStation в первую часть я играл меньше всего. Первый раз пройти на компьютере я попытался где-то во времена ePSXe 1.7.0 и обнаружил что сохранятся можно только при идеальном прохождении уровня, а это, в большинстве случаев, возможно только после идеального прохождения уровней последней трети игры, либо по одному разу на каждый премиальный уровень. Причём прохождение главарей не учитывается. Кроме того, после загрузки игрок оказывается перед пройденным уровнем, что принуждает к повторному прохождению. Таким образом я смог добраться только до пятого уровня, где и застрял, не разобравшись в неудачном решении геймдизайнеров в угоду красивой анимации и решив что набивать 99 жизней собирая фрукты на первом уровне я буду как-нибудь потом.

Уже в этом месяце я где-то случайно наткнулся на RetroArch для Android и решил протестировать приложение с помощью попавшегося под руку Crash Bandicoot 2. Заметив что в эмуляторе есть возможность быстрого сохранения я тут же решил воспользоваться этим для прохождения самой первой игры серии, для чего даже приобрёл Дата кабель microUSB-USB Host от Prolife в Enter. (Ha-ha, both are defunct ~2019)

Gamepad IME
Несмотря на угрозы того, что необходимо будет провести настройку и читать много руководств, я просто установил приложение и мой геймпад DVTech Vibro Fighter (JS26) сразу заработал.

RetroArch Android
У приложения приятный и чистый интерфейс, гибкая настройка и возможности для самостоятельной модификации. Эмуляция происходит довольно шустро, и для начала работы не надо выбирать никаких плагинов или лазить в настройки.
Поначалу всё работало нормально и я преодолел барьер в пять уровней, но программа стала часто зависать случайном образом при вызове overlay, а учитывая частоту, с которой необходимо использовать сохранение\загрузку это стало невероятно раздражать. Одним из решений проблемы предлагалась установка оригинального BIOS от PlayStation, однако приложение либо его не видит (две разных версии), либо это просто не помогло. К тому же без BIOS эмулятор не поддерживает memory card. Тогда я решил попробовать Windows версию приложения.

RetroArch Windows x86
В отличии от версии под Android, это приложение наоборот требует полной самостоятельной настройки, к тому же с самостоятельным поиском плагинов и библиотек. Заставить эту версию работать не смог даже разбирающийся человек.

ePSXe 1.8.0
Однако в поисках решения я обнаружил что оно находится на жёстком диске ещё с две тысячи шестого года, оказалось ePSXe поддерживает быстрые сохранения, просто называет их немного иначе и искать их надо в другом меню. Эмулятор уже избавился от второго “чёрного” окна и выглядит вполне аккуратно, к тому же рекламирует свою версию для Android.
Со стороны игры были проблемы в отказе работать на эмулируемом DualAnalog и DualShock из-за старости. Однако это решилось выставлением в настройках полностью цифровой схемы управления и сменой кнопок клавиатуры на кнопки геймпада. А превышение порога FPS в семь сотен (игра работала слишком быстро) решилось ограничением до шестидесяти.
Первых два острова работало всё отлично, однако на уровне Heavy Machinery игра стала просто вылетать с ошибкой. Посмотрев форумы и ответы разработчиков я перепробовал несколько видеоплагинов, попробовал загружаться с memory card вместо state и пробовал загружаться с разных образов игры, однако безрезультатно. Ещё одним решением было попробовать другие эмуляторы используя сохранения с memory card.

ConnectixVGS 1.41
Просто не совместим с Windows 7.

ePSXe 1.7.0
Мало чем отличается от 1.8.0 и вылетел с той же ошибкой.

ePSXe 1.5.2
Старая версия, ещё с пугающим “чёрным окном” так же не смогла обойти ошибку видеоплагинами или разными образами игры.

Connectix VGS v.1.41 [RePack] brill 🙂 2010
С некоторым трудом заработал, но даже будучи устаревшим, и эмулирующим только с дисков из CD-ROM всё равно не смог обойти эту проблему, однако вместо ошибки игра просто зависала в тяжёлых раздумьях.

PCSX v1.5
Требует отдельной настройки библиотек и плагинов.

PCSX-Reloaded v1.9.92
Полностью настроен и оказался локализован, однако тоже столкнулся с данной проблемой.

PSXeven v0.19
Рекомендуемый как самый простой и не подверженный проблемам, однако встретился с той же самой проблемой в игре.Кроме того, оказалось что в первой игре сохранения так же генерируются в виде пароля, что выглядело бесполезно во времена memory card на PlayStation, однако в данной ситуации они оказались нужны, но даже и с паролем, генерируемым игрой, эта ошибка никуда не исчезла, даже при попытке запуска в RetroArch Android. Решив что проблема в лично моих сохранениях я проверил пароль лежавший в википедии посвящённой серии, однако и он не работал ни в одной из комбинаций. Попробовав пару других образов игры полученных из разных мест и натолкнувшись на ту же проблему, я пошёл на отчаянные меры и попробовал условно-переведённую пиратскую версию 3-в-1 от группировки paradox. К удивлению игра отлично работала на проблемном уровне и я вернулся к игре на ePSXe 1.8.0, кроме того испорченными оказались лишь экраны загрузки с названиями уровней и несколько надписей в интерфейсе, но озвучка осталась оригинальной.

Собственно игра представляет собой довольно интересные решения по переводу классических платформеров в трёхмерное пространство — в отличии от Super Mario 64, который на открытых пространствах управляется как жопа, здесь планировка уровней устроена таким образом, что почти все уровни так или иначе линейны, однако полностью используют возможности свободного перемещения. Благодаря этому некоторые стандартные двигающиеся или падающие платформы можно обойти прыгая “за угол” по стабильной кромке с краёв уровня. Кроме того решились все проблемы с непослушной камерой, присущей всем трёхмерным играм на приставках. К удивлению даже уровни в которых персонаж “бежит в камеру” собраны отлично – нет никаких проблем с ракурсом или возникающими из воздуха препятствиями. Управление отзывчивое и персонаж неплохо управляется как в воздухе так и на земле, однако инерция и кувырок в прыжке требуют некоторой обвычки.

Размещение самих уровней на островах, с привязкой к месту действия, выглядит намного интереснее, чем летающие платформы из последующих игр. Темы уровней интересны и довольно разнообразны, но используются примерно по два раза каждая, сама планировка уровней очень хороша, проблемных мест очень мало и играть приятно. Некоторые тайные места сделаны уж слишком тайными, учитывая как быстро будут таять жизни при их исследовании, тем более после каждой смерти все ящики на уровне обнуляются и в связи с этим полное прохождение включая тайники надо заучивать наизусть (с эмулятором конечно таких проблем нет).

Внешне игра выглядит хорошо и вполне узнаваемо. Качество графики на то время было превосходным, а анимация несмотря на низкополигональные модели выглядит правдоподобно и интересно. Противники первой половины игры скучные, но во второй появляются роботы, вполне в духе доктора Роботника. Главные персонажи и злодеи интересны, и если героев можно отнести к стандартным архетипам, то злодеи уникальны, а если посмотреть вторую концовку, то и проработаны как персонажи. Опять же, обращаясь к руководствам пользователя: в то время как Боузер похищает принцесс, а Роботник пытается захватить мир (OF COURSE!) — Доктор Нео Кортекс собирается отомстить миру за полученные унижения и страдания. В детстве его гнобило “интеллектуальное большинство”, вплоть до нанесения татуировки прямо на лоб, в молодости он прошёл через Вьетнам, а в зрелости его не признали даже среди “своих” — учёных, за смелые теории. Так же иногда он был марионеткой в руках более могущественного создания. Остальные главари забавны и интересны, но их истории в первой игре раскрываются только при прохождении игры на сто процентов.

Музыкальное сопровождение написано очень хорошо и годится для самостоятельного прослушивания, а вот звуковое вышло неровным: однозначно знаковая озвучка Аку-Аку, хорошая озвучка всех злодеев, довольно стандартная, но всё же узнаваемая озвучка взаимодействия игрока с миром, и довольно слабая озвучка главного персонажа.

В целом это отличная игра, но с ужасающе отвратительной системой сохранения.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.